РУС БЕЛ ENG

Выпускные экзамены

Итоговая аттестация учащихся учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь в 2023/2024 учебном году

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.08.2023 №263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году»

IX класс

В 2023/2024 учебном году проводятся выпускные экзамены по четырем учебным предметам: 
«Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
«Русский язык» – изложение в письменной форме;
«Математика» – контрольная работа в письменной форме;
«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Экзамены пройдут в срок с 3 по 10 июня 2024 года. По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X классе. При этом учащиеся имеют выбор: изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне либо изучать все предметы на базовом уровне.

XI класс

В 2023/2024 учебном году проводятся централизованные экзамены по двум учебным предметам:
27 мая 2024  — профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося):
математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский)
30 мая 2024  — «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося).

Централизованный экзамен (ЦЭ) — это обязательный выпускной экзамен в XI классе, результаты которого в год окончания школы необходимы для поступления в ВУЗ. Проводится в виде письменного теста.При поступлении в университет в год окончания школы учитываются результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. Пример: если выпускник поступает на биологический факультет, то в мае сдает ЦЭ по одному из профильных предметов (биология, химия) и ЦЭ по государственному языку, в июне/июле — ЦТ по второму профильному предмету. Последовательность сдачи профильных предметов устанавливается самим выпускником и не зависит от того, является ли предмет первым профильным при поступлении в ВУЗ или вторым (разница только в количестве времени на подготовку). Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):ЦЭ проводится в мае:В 2023/2024 учебном году централизованные экзамены пройдут 27 и 30 мая. Первым состоится экзамен по профильным учебным предметам, затем — экзамен по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык». 

В год окончания школы результаты ЦЭ необходимы для поступления в ВУЗ

Это связано с тем, что в год окончания школы выпускники имеют право только на одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ им в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты уже имеют выбор: предоставлять в приёмную комиссию свои сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдавать по всем предметам ЦТ. 

К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

От результатов ЦЭ зависит итоговая отметка в аттестате 

Всем учащимся, которые получили на ЦЭ балл выше нуля, вручаются сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведенным в 10-балльную отметку, становится итоговой отметкой учащегося, которую выставляют в аттестат. 

Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни.
В 2023/2024 учебном году установлено два резервных этапа: в июле (в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни); 19 и 21 августа. После сдачи ЦЭ в резервные дни учащиеся получат аттестаты в индивидуальном порядке. Учащиеся, которые примут участие в первом резервном этапе, смогут принять участие во вступительной кампании в колледжи и ВУЗы.

Победители областной и республиканской олимпиады могут не сдавать ЦЭ

Предусмотрена возможность освобождения от сдачи двух ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников. В аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому он стал победителем (годовая отметка – по второму ЦЭ для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады). 

Кто еще может быть освобожден от ЦЭ?

Также от ЦЭ могут быть освобождены учащиеся, которые обучаются на дому по медицинским показаниям. Обучающиеся на дому, которые воспользуются правом освобождения от централизованного экзамена, получат аттестат об общем среднем образовании, но должны помнить, что в год окончания школы они не смогут принять участие в ЦТ и, соответственно, поступить в ВУЗ.  

свернуть

План мероприятий для учащихся 9, 11 классов на период с 26.05.2023 по 09.06.2023

План мероприятий

для учащихся 9, 11 классов

на период с 26.05.2023 по 09.06.2023

 

Дата

9 класс

11 класс

Названия мероприятий

Ответственные

Названия мероприятий

Ответственные

26.05.2023

9.00-10.00 Беседа «Правила поступления в средние специальные заведения»

Масляева О.Н., классный руководитель

9.00-9.45 Занятие по подготовке к ЦТ по биологии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

10.00-12.30 Мероприятие в рамках проекта «Лето без правонарушений»

Масляева О.Н., педагог социальный

10.00-12.30 Мероприятие в рамках проекта «Лето без правонарушений»

Масляева О.Н., педагог социальный

12.50-14.20 Консультация «Профилактика экзаменационного стресса»

Масляева О.Н., педагог социальный

12.50-14.25 Занятие по подготовке к ЦТ по биологии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

27.05.2023

Мероприятия шестого школьного дня: Спортивные эстафеты «Спортивный микс». Информационный ринг «Безопасные каникулы»

Бураков В.С., учитель физической культуры и здоровья

Мероприятия шестого школьного дня: Спортивные эстафеты «Спортивный микс». Информационный ринг «Безопасные каникулы»

Бураков В.С., учитель физической культуры и здоровья

29.05.2023

09.00-9.45 Консультация по белорусскому языку

 

Цубаркова Ж.А., учитель белорусского языка

9.00-12.00 Занятие по подготовке к ЦТ по биологии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

10.50-11.35 Консультация по белорусскому языку

Цубаркова Ж.А., учитель белорусского языка

12.30-14.25 Занятие по подготовке к ЦТ по химии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

11.50-14.25 Консультация по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

30.05.2023

09.00-10.40 Консультация по русскому языку

Ладеева Ж.А., учитель русского языка

9.00-10.00 Консультация «Профилактика преступлений и правонарушений в летний период

Масляева О.Н., педагог социальный

10.50-14.25 Консультация по белорусскому языку

Цубаркова Ж.А., учитель белорусского языка

10.30-12.30 Акция «Забота»

Шумай Е.С., руководитель по военно-патриотическому воспитанию

31.05.2023

09.00-9.45 Консультация

по истории Беларуси

Шибеко Ю.Ю., учитель истории

9.00-10.30 Беседа «Правила поступления в высшие и средние специальные учебные заведения»

Миллер В.В. классный руководитель

09.50-11.40 Консультация по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

11.00-12.30 Операция «Обелиск»

Шумай Е.С., руководитель по военно-патриотическому воспитанию

10.50-13.30 Консультация по истории Беларуси

Шибеко Ю.Ю., учитель истории

13.40-14.25 Консультация по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

01.06.2023

9.00 Экзамен по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по химии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

02.06.2023

09.00-13.00 Консультация

по истории Беларуси

Шибеко Ю.Ю., учитель истории

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по биологии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

03.06.2023

9.00 Экзамен по истории Беларуси

Шибеко Ю.Ю., учитель истории

9.00-12.30 Консультация по подготовке и сдаче ЦТ

Миллер В.В. классный руководитель

 

 

05.06.2023

9.00 Экзамен по белорусскому языку

 

Цубаркова Ж.А., учитель белорусского языка

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по химии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

06.06.2023

9.00-13.00 Консультация по русскому языку

Ладеева Ж.А., учитель русского языка

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по биологии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

07.06.2023

9.00 Экзамен по русскому языку

Ладеева Ж.А., учитель русского языка

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по химии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

08.06.2023

9.00-11.00 Мероприятие в рамках проекта «Лето без правонарушений»

Масляева О.Н., педагог социальный

9.00-11.00 Мероприятие в рамках проекта «Лето без правонарушений»

Масляева О.Н., педагог социальный

11.30-13.00 Подготовка к проведению мероприятий «Выпускной вечер»

Морошан Д.В., Закалинская В.С., педагог-организатор

11.30-13.00 Подготовка к проведению мероприятий «Выпускной вечер»

Морошан Д.В., Закалинская В.С., педагог-организатор

09.06.2023

9.00-12.30 Подготовка к проведению мероприятий «Выпускной вечер»

Морошан Д.В., Закалинская В.С., педагог-организатор

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по математике

Яскевич Л.В., учитель математики

9.00-12.30 Занятие по подготовке к ЦТ по биологии

Шумай Е.С., учитель химии и биологии

           

 

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе                                                       Т.Н.Казарина

свернуть

О завершении учебных занятий, окончании 2022/2023 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования

Подготовка к экзаменам

Уважаемый выпускник! Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в учреждение высшего образования – обучение в учреждении высшего образования связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.;
  • возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.;
  • неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания;
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе;
  • дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки;
  • постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности;
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания. У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

 

Подготовка к экзаменам

Как же научиться, психологически правильно, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.

 

  1. Помните, что чем раньше Вы начнете подготовку к экзаменам, тем лучше. Важно продумать порядок подготовки, составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
  2. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
  3. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  4. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  5. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
  6. Определите для себя, как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
  7. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную. Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
  8. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
  9. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях. Старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
  10. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросы хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
  11. Научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.

Обязательно посетите консультацию к экзамену, приходите на нее, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами. 

 


 

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.

  1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
  2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
  3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
  4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать. Ночной сон должен быть не менее 9 часов для полноценного отдыха и обновления сил.
  5. Воздержитесь от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться.
  6. В день сдачи экзамена важно хорошо позавтракать, а перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться. 
  7. На экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой или минеральной воды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Лучше воздержаться от употребления сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. Немаловажным является выбор одежды для экзамена, она не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.
  8. Перед выходом из дома проверьте все ли необходимое для экзамена вы взяли с собой (ручки, простые карандаши, ластик, линейку, циркуль), для повторения перед экзаменом можно взять учебные материалы.

 


 

На экзамене

  1. Не пожалейте двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомните о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подышите, успокойтесь. Вот и хорошо!
  2. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, но для вас легче.
  3. Прочитайте внимательно вопрос. Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  4. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы немного успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ.
  5. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив ее, можно вернуться к первой.
  6. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  7. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
  8. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
  9. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку своей работы. На устном экзамене послушайте, о чем спрашивает преподаватель ваших одноклассников, вопросы могут повторяться.

         Успеха вам и отличных результатов!

свернуть

Расписание консультаций к выпускным экзаменам

Расписание консультаций к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания

на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

IX класс

дата

предмет

учитель

Время проведения

кабинет

29 мая

математика

Яскевич Л.В.

11.50-14.25

математики

31 мая

09.50-11.40

13.40-14.25

30 мая

русский язык

Ладеева Ж.А.

09.00-10.40

русского языка

6 июня

09.00

29 мая

белорусский язык

Цубаркова Ж.В.

09.00-9.45

10.50-11.35

белорусского языка

30 мая

10.50-14.25

31 мая

история Беларуси

Шибеко Ю.Ю.

09.00-9.45

10.50-11.35

истории

02 июня

09.00

 

 

свернуть

Расписание выпускных экзаменов

Расписание выпускных экзаменов

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

в 2022/2023 учебном году

IX класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма

проведения экзамена

Кабинет

1 июня

9.00

 

Математика

в письменной форме

белорусского языка

3 июня

9.00

История Беларуси

в устной форме

белорусского языка

5 июня

9.00

 

Белорусский язык

в письменной форме (изложение)

белорусского языка

7 июня

9.00

 

Русский язык

в письменной форме (изложение)

белорусского языка

 

 

 

свернуть

Состав экзаменационных комиссий

Состав экзаменационных комиссий  для проведения выпускных экзаменов

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

 

Дата

Класс

Учебный предмет

Состав экзаменационной комиссии

Должность

 

Специальность

 

Квалификационная категория

 

Ф.И.О.

1 июня

9

Математика

 председатель

Казарина Татьяна Николаевна

заместитель директора по УВР

начальные классы

первая

члены комиссии:

 

Яскевич Людмила Викторовна

учитель

 

математика, физика

первая

Ковалевский Сергей Петрович

учитель

 

физика

первая

3 июня

9

История Беларуси

 

председатель

Казарина Татьяна Николаевна

заместитель директора по УВР

начальные классы

первая

члены комиссии:

Шибеко Юрий Юрьевич

учитель

история и обществоведение

вторая

Цубаркова Жанна Викторовна

учитель

 

белорусский язык и литература

первая

5 июня

9

Белорусский язык

 

председатель

Ладеева Жанна Анатольевна

учитель

 

русский язык и литература

высшая

члены комиссии:

 

Цубаркова Жанна Викторовна

учитель

 

белорусский язык и литература

первая

Миллер Марина Дмитриевна

учитель

 

белорусский язык и литература

высшая

7 июня

9

Русский язык

 

председатель

Казарина Татьяна Николаевна

заместитель директора по УВР

начальные классы

первая

члены комиссии:

Ладеева Жанна Анатольевна

учитель

 

русский язык и литература

высшая

 

Масляева Оксана Николаевна

учитель

 

русский язык и литература

первая

свернуть