Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью
Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали неизменно актуальны для общества. Перед педагогическими коллективами учреждений образования ставится цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. Важным фактором реализации данной задачи является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015 – 2020 годы [1] (далее – Программа).
Программа направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, религиозных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, а также на проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.
На основе республиканской Программы сотрудничества управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома и Cинодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви составляются региональные программы.
Правовыми основами организации взаимодействия учреждений образования со структурами Белорусской Православной Церкви являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции закона от 31 октября 2002 г. № 137, ст. 9, Соглашение Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2003 год), Положение о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838 (далее – Положение) [2].
Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках сотрудничества может быть инициировано церковной организацией или администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. В рамках сотрудничества религиозные организации и учреждения образования подписывают план взаимодействия в вопросах воспитания обучающихся (далее – план взаимодействия) на учебный год.
План взаимодействия согласовывается с учредителем учреждения образования, и его положения включаются в план воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год. По окончании учебного года учреждение образования и церковная организация готовят совместный отчет о результатах реализации плана взаимодействия, который представляется в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви и учредителю учреждения образования.
Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования, допускается только на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся). Обучающиеся (законные представители несовершеннолетних обучающихся) ежегодно письменно подтверждают свое согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией. (Примерная форма заявления прилагается).
Содержание взаимодействия учреждений образования с церковными организациями в вопросах воспитания обучающихся определяется исходя из следующих основных направлений:
- раскрытие православного вероучения и духовно-нравственного учения, роли Православной Церкви в формировании и сохранении духовной культуры и государственности белорусского народа;
- формирование у обучающихся на основе православной нравственности мировоззрения и механизмов, определяющих взаимоотношения человека с окружающим его духовным и материальным миром и обществом;
- гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе православных духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
- ознакомление с православным духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
- популяризация семейных ценностей сформированных на основе православных традиций белорусского народа;
- работа с родителями обучающихся по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства с использованием православных традиций;
- формирование у обучающихся навыков ответственного поведения, позитивного отношения к жизни, профилактика вредных зависимостей;
- социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
- профилактика негативного влияния деструктивных культов, недопущение вовлечения обучающихся в деятельность деструктивных религиозных организаций и радикальных молодежных группировок;
- организация досуга и оздоровления детей и подростков;
- пропаганда здорового образа жизни, деятельность по охране окружающей среды.
Формы взаимодействия и организации воспитательных мероприятий с участием представителей духовенства Белорусской Православной Церкви достаточно разнообразны, в том числе:
- тематические встречи, круглые столы по духовно-нравственной тематике: «Нравственные основы православия», «Христианство – источник нравственности, культуры и духовности», «Влияние религиозных организаций на формирование духовных и культурных традиций народа», «Духовно-нравственные ориентиры в современном мире», «Душа и духовность в нас», «Человек и его мораль», «Духовность – это…», «Искусство быть человеком», «Основы христианской культуры и православной этики», «Нравственные заповеди в формировании качеств личности человека» и т.д.
- интерактивные формы (диспуты, дискуссии, уроки духовности) по семейному воспитанию учащихся, с использованием православных традиций семейного воспитания в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, в работе с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, такие как: цикл духовных встреч со священнослужителями по профилактике абортов, формированию осознанного родительства «Материнство – тайна из тайн», дискуссии - «Как быть, если в семье проблемы?», «Демографические проблемы в современном обществе», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Гражданский брак: за и против», «О православных традициях в межличностных отношениях», диспуты - «Семейное воспитание и семейные традиции», «Конфликты в семье», «Традиции нашей семьи», «Семья. Законы ее сохранения», «Защита прав молодой семьи», «Основы семейного мира», родительские собрания -«Семейное воспитание на православных традициях», «Совместная работа с родителями по предупреждению употребления учащимися наркотических, токсических средств и алкоголя», обучающий семинар «Противостояние зависимостям: духовный аспект вопроса» и др.;
- акции, просветительские и информационные мероприятия по формированию навыков ответственного поведения, ценностного отношения к жизни и здоровью, профилактике негативного влияния деструктивных культов на личность обучающихся, такие как нравственно-просветительская неделя «Вербны кiрмаш», мероприятия по празднованию Дней памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, фестиваль православной культуры «Кладезь», благотворительный марафон «Согреем детские сердца», виртуальные экскурсии «Рождество Христово», «7 чудес Беларуси», информационно-просветительские акции по формированию навыков ЗОЖ, профилактике зависимого поведения «Я выбираю жизнь», семинар-практикум «Современная молодёжь и духовное здоровье», занятия лектория «С Верой, Надеждой и Любовью»;
- молодежное волонтерское движение на основе христианских ценностей, ориентированное на развитие милосердия, добротворчества и благотворительности, по оказанию необходимой помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны и труда, осуществляющее шефство над детскими домами, школами-интернатами, памятниками погибшим воинам, по оказанию посильной помощи в благоустройстве прилегающей к храмам территории; участие в благотворительных акциях: «Милосердие без границ» по оказанию помощи бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, «Волшебство на Рождество» по подготовке подарков для детей-сирот, «Поделись своим теплом», «Доброе сердце» по оказанию помощи инвалидам и престарелым людям, «Забота», «Ветеран», «Обелиск» шефство над ветеранами, памятниками погибшим воинам и др. Эффективной формой работы с обучающимися является этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям.
Для углубленного изучения вероучительного, духовно-нравственного и культурного наследия Православия, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи по желанию обучающихся и их законных представителей предоставлена возможность посещать объединения по интересам духовно-нравственной направленности, факультативные занятия [3], программы которых утверждены в установленном порядке[4].
Рекомендуется проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике с выходом на научно-практические конференции, семинары на уровне учреждения образования, района, города, области. Следует продолжить традицию организации научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ обучающихся по современным вопросам истории Православия, роли Православной Церкви в формировании духовных, культурно-исторических государственных традиций белорусского народа.
Работа учреждения образования и Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей должна быть направлена на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей. В проводимой работе педагогу необходимо использовать индивидуальный подход, опору на жизненный опыт обучающегося, учет его личных особенностей, включение в активную деятельность. Эффективные методы формирования личности старшеклассников – диспуты, дискуссии и ток-шоу, которые представляют собой живое обсуждение тем, волнующих молодежь.
Хорошо зарекомендовали себя в практике работы педагогических коллективов такие формы работы, как: «Школы для родителей», клуб «Когда мы вместе», «Родительские субботы», проведение совместных праздников, индивидуальных консультаций, родительских семинаров, собраний, конференции отцов «Роль отца в воспитании патриота и гражданина своего Отечества», совместных детско-родительских проектов.
Приоритетом в совместной деятельности учреждений образования и Белорусской Православной Церкви должно стать формирование у детей и учащейся молодежи активной жизненной позиции, основанной на фундаменте христианства. Гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности осуществляется в педагогическом процессе через осознанное принятие школьниками культуры своего народа, традиционные православные белорусские праздники. Приносит свои положительные плоды организация работы в учреждении образования фольклорной мастерской, коллективов творческой художественной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами: библиотеками, кинотеатрами, театрами, музеями.
В ходе знакомства обучающихся с историческими памятниками белорусского народа целесообразно раскрывать не столько их культурную, а и духовную значимость, роль и место в духовной жизни нашей страны. Необходимо более широкое знакомство обучающихся с Кирилло-Мефодиевским наследием в культуре славян, с национальным символом, святыней народа Беларуси - Напрестольным Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой, иконографическими традициями, музыкальной культурой как выражением духовных идеалов христианства. Обучающихся рекомендуется знакомить с такими реликвиями белорусской нации, как Слуцкое Евангелие, Полоцкое Евангелие и Лавришевское Евангелие. Внесет значительный вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи размещение в учреждениях образования (кабинетах, уголках, стендах) исторических сведений о просветителях и подвижниках православия, с которыми неразрывно связана история становления государственности белорусов, таких как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, святая праведная София Слуцкая, святитель Георгий Конисский, архиепископ Иосиф Семашко и многих других.
Рекомендуется проведение в учреждениях образования цикла тематических бесед по истории Православия и роли его в формировании культуры и государственности белорусского народа, значимости святого праздника Пасхи Христовой.
Особое внимание целесообразно уделять православному краеведению, которое позволяет прикоснуться к своим корням, святыням родного края. Рекомендуется создавать в учреждениях образования группы краеведов, организовывать научно-исследовательскую работу по изучению, выявлению и воссозданию святынь родного края. Результатом их работы могут стать фотовыставки, тематические фильмы и презентации, проекты, разработка туристских маршрутов, издание краеведческих словарей.
Целесообразно объединять усилия учреждений образования, церковных и общественных организаций для коррекции поведения и социальной поддержки детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, профилактике правонарушений и преступлений в подростковой и молодежной среде. Следует проводить в учреждениях образования воспитательную работу, направленную на формирование ответственного поведения обучающихся, основанную на нормах христианской морали и права. Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение совместных акций по профилактике суицидов, употребления психоактивных веществ, а также информационных мероприятий, направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов.
Поиск путей совершенствования духовно-нравственного воспитания, эффективных форм сотрудничества с Белорусской Православной Церковью реализуется через осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования. Реализованы инновационные проекты: «Внедрение программы факультативных занятий «Православные святыни Беларуси», «Внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения образования в современной социокультурной среде». Целесообразно продолжать работу по реализации проектов «Внедрение программы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа», «Внедрение модели формирования представлений о православных традициях белорусского народа посредством включения в художественно-продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста», «Внедрение модели формирования духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся учреждений общего среднего образования посредством реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью», «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся VIII – IX классов на православных традициях белорусского народа».
Следует продолжать работу по реализации экспериментальной и инновационной деятельности по вопросам патриотического, духовно-нравственного и семейного воспитания учащейся молодежи с использованием православных традиций.
Эффективность проводимой работы напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога, его личного примера, поведения, отношения к обучающимся, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Квалифицированными специалистами в этой области могут быть педагогические работники, как окончившие духовные школы, так и повысившие квалификацию в области православного образования, а также священнослужители, имеющие соответствующее образование. Для педагогических работников традиционно проводится повышение квалификации «Основы православной культуры», «История православия», «Православное краеведение: наука и практика» на базе ГУО «Академия последипломного образования», областных (Минского городского) институтов развития образования.
Рекомендуется продолжить работу по организации мероприятий по повышению квалификации педагогических работников учреждений образования по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся, профилактике деятельности псевдорелигиозных структур: семинаров «Проблемы подготовки учащейся молодежи к семейной жизни», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном учреждении», «Православные святыни белорусского народа», конференции «Духовное возрождение общества и православная книга» и др.
При организации работы педагогу следует исходить из положения о том, что и учебные программы факультативных занятий, и учебная литература должны быть утверждены и/или допущены к использованию в установленном порядке. Это требование не исключает возможности разработки авторских программ, но эти программы должны быть легализованы в установленном порядке.
Значимое место в совершенствовании научно-методического обеспечения занимают традиционные республиканские и международные конференции: Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Успешно проходят региональные Свято-Андреевские, Свято-Елисеевские, Свято-Покровские, Свято-Михайловские, Свято-Георгиевские, Свято-Воскресенские педагогические чтения. Рекомендуется систематизировать и активизировать участие как педагогов, так и научной общественности в указанных мероприятиях, и иных конференциях и семинарах, проводимых управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, государственными учреждениями образования республиканского подчинения совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви.
В помощь педагогам, организующим работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, возможно организовывать работу областных (Минского городского) методических семинаров по данной тематике.
Особое внимание следует уделять информационному сопровождению реализации Программы в целях формирования заинтересованности проблемой духовно-нравственного воспитания обучающихся, широкого вовлечения в реализацию совместных мероприятий педагогических работников, родителей обучающихся и общественности.
Предполагается освещение хода выполнения настоящей Программы в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Белорусской Православной Церкви. Рекомендуется использовать возможности интернет-сайтов учреждений образования, для размещения информации о формах взаимодействия, планируемых мероприятиях и их результатах, организации онлайн-опросов по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Для обобщения и распространения опыта сотрудничества учреждений образования и Белорусской Православной Церкви необходимо шире использовать возможности региональных и республиканских периодических изданий, осуществлять подготовку и издание научно-методических пособий для педагогических работников по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций белорусского народа, продолжить формирование банка данных лучшего опыта работы в этом направлении.
Приложение
Примерная форма письменного заявления (согласия) обучающегося и его законных представителей на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования
Руководителю учреждения образования «Наименование»
_______________________________
Фамилия И.О. руководителя учащегося (студента, слушателя, воспитанника и др.). Фамилия и инициалы законных представителей учащегося (студента, слушателя, воспитанника и др.) Фамилия И.О.
Заявление.
Настоящим сообщаем, что даем согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования на ______ учебный год.
Дата подпись расшифровка подписи