РУС БЕЛ ENG

Питание

 

СОВЕТ ПО ПИТАНИЮ

председатель Совета - Миллер М.Д., директор учреждения образования

члены Совета:

 

                        Масляева О.Н. – педагог социальный;

                        Драневская А.Н. – ответственная по питанию;

                        Карабицкая Т.В. – представитель от профсоюзного комитета;  

                        Карабанова И.С. – представитель от родительского комитета.

 


Бракеражная комиссия

председатель: Казарина Т.Н. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в случае отсутствия – Наталевич Л.А., заведующий хозяйством;

члены комиссии: Сказецкая Н.Ф. – дежурный учитель, в случае отсутствия –Груца С.Н., дежурный учитель;

Кулик С.А. – дежурный учитель, в случае отсутствия – Морошан Д.В. – дежурный учитель;

Кухаренко Анна Григорьевна – повар, в случае отсутствия – Безлюдова О.Н. – повар;

Колосовская Любовь Григорьевна – мед работник, закрепленный за учреждением образования (согласно графика).

 

 

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

свернуть

Пилотный проект Министерство образования

15 декабря Советом Министров принято постановление № 870 «Об эксперименте по организации питания обучающихся».
Проект по питанию распространят на все школы Беларуси

свернуть

Примерный двухнедельный рацион

Памятка для родителей по оплате питания через систему РАСЧЁТ (ЕРИП)

Изменены нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся

Совет Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. принял постановление № 29 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым с 21 января 2022 года внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» по нормам питания обучающихся в целях актуализации, унификации действующих норм питания, обеспечения рационального и сбалансированного питания, соответствующего физиологическим потребностям обучающихся.

 

Также с целью оптимизации при организации одно-, двух- и трехразового питания в школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах настоящим постановлением предусмотрены нормы питания для двух возрастных групп (6-10 лет, 11-18 лет) в соответствии с возрастной категорией обучающихся по классам обучения (I-IV классы и V-XI классы), вместо ранее действующих трех возрастных групп (6-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет).

Кроме того, изменены денежные нормы расходов на питание в зависимости от вида учреждения, времени пребывания и возраста обучающихся.

свернуть

План работы Совета по питанию

План работы

Совета по питанию

государственного учреждения образования

«Росско-Селецкая средняя школа Оршанского района»

на 2023/2024 учебный год

 

Тема

Мероприятия по реализации темы

Сроки проведения

Ответственный

Отметка об исполнении

1

Контроль за работой  пищеблока

 

 

 

Контроль:

1. ведение  документации; 

2. санитарно-гигиеническое состояние пищеблока,  складских и подсобных помещений;

3. режим мытья посуды, наличие  необходимого инвентаря, посуды,  моющих и дезинфицирующих средств;

4. рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с наличием заключительного акта;

5. санитарное состояние водопроводных и канализационных сетей;

6. соблюдение личной гигиены работниками пищеблока.

 

28.09.2023

 

Миллер М.Д., Драневская А.Н., Наталевич Л.А.

 

2

Контроль за качеством поступающих продуктов, условиями их хранения и сроками реализации

Контроль:

1. соответствие качества продуктов, т.е. наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты;

2. сроки реализации;  

3. наличие маркировочных ярлыков на каждом  поставляемом   товаре; 

4. соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.

26.10.2023

 

Миллер М.Д., Драневская А.Н.

 

3

Контроль за организацией удешевления питания учащихся

Контроль:

1. Заготовка овощей на зимний период, подготовка овощехранилища к закладке овощей на зиму;

2. наличие результатов лабораторных исследований данной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность по установленным гигиеническим нормам.

 

30.11.2023

 

Миллер М.Д., Драневская А.Н., Наталевич Л.А.

 

4

Контроль за вложением продуктов при приготовлении пищи и выходом готовых блюд

Контроль:

1. своевременность подачи заявок, согласно примерного рациона;

2. проверка закладки основных продуктов;

3. выход готового блюда в соответствии с меню-раскладкой;

4. контроль раздачи пищи, температуры  блюда и времени его подачи;

5. за проведением С-витаминизации питания;

6. наличия и правильности заполнения меню-требования;

7. выполнение примерного двухнедельного рациона питания, разнообразием  блюд по дням недели.

 

 

28.12.2023

Миллер М.Д., Драневская А.Н.

 

5

Контроль за повышением культуры обслуживания при предоставлении

питания,  размещением информации по организации питания на сайте, стендах учреждения образования

Контроль:

1. санитарное состояние и эстетическое  оформление зала; 

2. наличие и актуальности информации по организации питания, размещенной на стендах столовой, на сайте учреждения образования;

3. организация дежурства в школьной столовой учащихся, учителей;

4. конкурс рецептов «Любимое блюдо нашей семьи»;

5. выставка литературы в школьной библиотеке «Витаминная азбука».

 

 

 

25.01.2024

Миллер М.Д., Карабицкая Т.В., Драневская А.Н.

 

6

Контроль за технологией приготовления пищи,   доброкачественностью пищи

Контроль:

1. соблюдение ключевых технологических операций; 

2. правильность первичной обработки (нарезка, правильность порционирования и др.);

3. соблюдение температурного режима и продолжительность тепловой обработки;

4. работа бракеражной комиссии по снятию проб,  на основе органолептического анализа отпускаемых блюд, ведение бракеражного журнала с обязательной оценкой органалептических показателей каждого приготовленного блюда;

5. соблюдение температурного режима подачи готовых блюд;

6. правильность отбора и хранения суточной пробы;

7. организация питьевого режима;

8. количество пищевых отходов, их утилизация.

 

 

29.02.2024

Миллер М.Д., Драневская А.Н.

 

7

Контроль за

организацией работы учреждения образования по пропаганде

здорового образа жизни через рациональное и сбалансированное питание

Контроль:

1. проведения внеклассных мероприятий, индивидуальных и коллективных бесед с обучающимися о необходимости полноценного горячего питания;

2. проведения мероприятий в рамках Дня белорусской кухни;

3. профилактика групповой заболеваемости острыми кишечными инфекциями при организации питания в учреждении образования;

4. организации встреч медицинского работника с учащимися по вопросам здорового питания;

5. выпуск бюллетеней для родителей и учащихся о правилах здорового питания.

 

28.03.2024

Миллер М.Д.,

Казарина Т.Н.

 

8

Контроль за состоянием материально- технической базы пищеблока

Контроль:

1. обновление материально-технической базы пищеблока;

2. обновление нормативно-технологической документации и методических рекомендаций.

 

 

25.04.2023

Миллер М.Д.,

Наталевич Л.А.

 

9

Контроль за соблюдением санитарных норм и правил при организации питания в школьном оздоровительном лагере

 

Контроль:

1. готовности пищеблока к организации работы в период летней оздоровительной кампании;

2. оформление документации по питанию школьников во время работы школьного оздоровительного лагеря;

3. организация работы бракеражной комиссии.

 

30.05.2024

Миллер М.Д.,

начальник лагеря

 

10

Итоги работы Совета по питанию за год

1. Анализ работы по организации горячего питания за 2023/2024 учебный год.

2. Охват  обучающихся горячим питанием,  дифференциация  питания по возрастным группам;

3. Выполнение предписаний ОЗЦГиЭ.

4. Утверждение плана работы Совета по питанию на 2024/2025 учебный год.

5. Утверждение графика приема пищи учащимися на 2024/2025 учебный год.

6. Утверждение графика дежурства педагогов, учащихся в школьной столовой на 2024/2025 учебный год.

29.08.2023

Миллер М.Д., Казарина Т.Н.

 

 

 

 

 

свернуть

Нормативно-правовое обеспечение

Азбука здорового питания

 
свернуть

Положение о бракеражной комиссии

Положение

о бракеражной комиссии

государственного учреждения образования

«Росско-Селецкая средняя школа Оршанского района»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Бракеражная комиссия государственного учреждения образования«Росско-Селецкая средняя школа Оршанского района» (далее – бракеражная комиссия) создается в целях осуществления контроля организации питания учащихся, качества и безопасности поступающих на пищеблок пищевых продуктов и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении и раздаче пищи в государственном учреждении образования «Росско-Селецкая средняя школа Оршанского района»(далее – учреждение).

2. Бракеражная комиссия работает совместно с Советом по питанию учреждения.

3. Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (далее - Санитарные нормы и правила),действующими сборником технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, технологическими картами на приготавливаемые в учреждении кулинарные изделия, программой производственного контроля.

 

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

 

4. Бракеражная комиссия создается на основании приказа директора учреждения.

5. Бракеражная комиссия состоит из 4 членов. В состав комиссии входят представитель администрации учреждения – председатель комиссии, повар пищеблока учреждения, медицинский работник, закрепленный за учреждением образования, дежурные педагогические работники.

6. Состав комиссии обновляется ежегодно на 01 сентября.

7. При отсутствии членов бракеражной комиссии обязанности выполняют лица, их заменяющие, если иное не определено приказом директора учреждения.

 

ПОЛНОМОЧИЯ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

 

8. Бракеражная комиссия ежедневно проверяет качество готовой пищи в соответствии с Правилами бракеража пищи (Приложение 1 к настоящему положению) с регистрацией результатов бракеража в Журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном) по форме приложения 12 к Санитарным нормам и правилам.

9. Бракеражная комиссия имеет право:

9.1. осуществлять контроль за работой пищеблока, в том числе:

за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при приеме пищевой продукции на пищеблок учреждения;

за соблюдением сроков годности, условий хранения пищевой продукции в складских помещениях, холодильном оборудовании;

за качеством мытья посуды;

за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;

за фактическим выходом порции каждого блюда;

9.2. проверить соответствие процесса приготовления пищи технологическим картам;

9.3. контролировать наличие суточных проб;

9.4. контролировать разнообразие и соблюдение двухнедельных рационов питания учащихся;

9.5. присутствовать при закладке основных продуктов;

9.6. выносить на рассмотрение директора учреждения, Совета по питанию предложения по улучшению качества и безопасности питания учащихся.

 

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

10. В случае выявления каких-либо нарушений, замечаний бракеражная комиссия вправе приостановить выдачу готовой пищи до принятия необходимых мер по устранению нарушений.

11. Решения бракеражной комиссии обязательны к исполнению администрацией учреждения и работниками пищеблока.

 

Приложение 1

 

ПРАВИЛА БРАКЕРАЖА ПИЩИ

 

1. Общие положения

 

1.2. Бракераж готовой пищи проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.

1.3. Бракераж блюд производят не менее трех лиц из состава бракеражной комиссии.

1.4. Бракеражная комиссия проводит оценку доброкачественности готовой пищи по органолептическим показателям, правильности кулинарной обработки приготовленных блюд, соответствие выхода блюд меню-раскладке, проведение С-витаминизации блюд.

1.5. Прежде чем приступить к процедуре бракеража члены бракеражной комиссии должны быть ознакомлены с меню, рецептурой блюд, технологией приготовления блюд.

1.6. Члены бракеражной комиссии должны владеть методикой органолептической оценки готовой пищи.

1.7. Оценка качества готовой пищи заносится в Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) до начала ее реализации. При нарушении технологии приготовления пищи бракеражная комиссия обязана снять блюда с раздачи, направить их на доработку или переработку.

1.8. Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью. Хранится Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) на пищеблоке учреждения.

1.9. За качество пищи несут ответственность работники пищеблока,члены бракеражной комиссии, осуществившее контроль качества пищи,и допустившее ее к потреблению.

 

2. Методика органолептической оценки готовой пищи

 

2.1. Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов готовой пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, ее цвет.

2.2. Вкус готовой пищи следует устанавливать при характерной для нее температуре (горячие блюдадолжны иметь температуру (+50) 0С, холодные напитки должны быть комнатной температуры, но не ниже (+16) 0С, салаты (+14) 0С - (+16) 0С).

 

3. Особенности органолептической оценки первых блюд

 

3.1. Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку.

3.2. Отмечают внешний вид и цвет:

качество обработки сырья (тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности);

форма нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов);

прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы(недоброкачественное мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок);

пробу пюреобразных супов сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие не протертых частиц (суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности).

3.3. Определяют вкус и запах:

блюдо должно обладать присущим ему вкусом, без постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола;

у заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус (если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны).

3.4. Не допускаются к раздаче блюда с привкусом сырой и подгорелой муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом др.

 

4. Особенности органолептической оценки вторых блюд

 

4.1. В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.

4.2. Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.

4.3 Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

4.4. Жаренная рыба должна быть мягкой, сочной, не крошащейся, сохраняющей форму при порционировании.

4.5. В крупяных, мучных или овощных гарнирах проверяют также их консистенцию:

в рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга (распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, посторонних примесей, комков);

макаронные изделия должны быть мягкими и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки;

при оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, их внешний вид, цвет (если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира).

4.6. Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Обращают внимание на пассированные коренья, лук в составе соуса (их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию), цвет соуса (если в него входят томат или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета), вкус соуса (плохо приготовленный соус имеет горьковато-неприятный вкус).

свернуть

Положение о Совете по питанию

Положение

о совете по питанию

Государственного учреждения образования

«Росско-Селецкая средняя школа Оршанского района»

Общие положения

 

  1. Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и координирует все направления по организации питания учащихся.
  2. Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере необходимости.
  3. Состав Совета на каждый учебный год утверждается приказом директора школы.
  4. В состав Совета могут быть включены члены администрации, руководители методических структур, учителя, психолог, социальный педагог, медицинские работники, представители родительской общественности, ученического самоуправления, профсоюзного комитета, работники столовой школы.
  5. Непосредственное руководство Советом осуществляет руководителем учреждения образования.

 Цели и задачи работы Совета

 

  1. Основная цель работы Совета по питанию - создание условий, обеспечивающих полноценное питание учащихся, как основного фактора охраны их здоровья.
  2. Практическими задачами работы Совета являются контроль:

- за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил организации питания.

- за воспитанием у детей потребности в заботе о правильном режиме и сбалансированности  своего питания.

- за формированием навыков культуры питания.

- за поиском новых форм организации питания учащихся и увеличением охвата учащихся горячим питанием.

- за развитием материальной базы столовой.

 

Основные направления работы

  1. Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся.
  2. Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов.
  3. Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом, согласование их с поваром и представление на утверждение директору.
  4. Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столовой и графика контроля питания родительскими комитетами классов.
  5. Внесение предложений по обеспечению учащихся из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей бесплатным и льготным питанием..
  6. Организация работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием учащихся.
  7. Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания, привлекая к этой работе специалистов.
  8. Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спроса на горячее питание, рассмотрение и принятие  их предложений по улучшению качества питания.
  9. Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни.
  10. Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой.
  11. Проведение смотров - конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания учащихся.
  12. Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации.
  13. Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся.
  14. Внесение предложений по развитию материальной базы столовой.
  15. Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.

Ведение документации

 

  1. Совет по питанию ведет следующую документацию:

план работы Совета на учебный год;

протоколы заседаний Совета;

отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся школы и предложениями по их улучшению;

информация по проверке организации питания, карточки (чек-листы) анализа организации питания детей;

графики по организации процесса питания и контроль за ними;

методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.

 

свернуть